
Завершилась апробация виртуальной химической лаборатории VR Chemistry Lab, в которой приняли участие 35 регионов страны – 70 школ. Половина из них — образовательные учреждения из отдалённых и малых населённых пунктов: сёл, посёлков городского типа и небольших городов. Проект реализуется при поддержке Агентства стратегических инициатив (АСИ).
Пилотная программа, стартовавшая в августе 2024 года, охватила более 4 000 учебных сессий в виртуальной реальности. Школьники и учителя использовали VR-очки и джойстики для проведения химических экспериментов, которые невозможно выполнить в обычных условиях из-за соображений безопасности, нехватки реактивов или дистанционного формата обучения.
Благодаря VR-технологиям ученики из удалённых территорий, где до ближайшего города — 500 км, получили возможность проводить сложные химические опыты. Это особенно важно для школ, не имеющих полноценных лабораторий. Учителя отметили повышенный интерес школьников к предмету и улучшение результатов на ОГЭ и ЕГЭ по химии.
«Важным успехом программы стало регулярное использования приложения учителями из школ в сельской местности и малых городах. Там, где до ближайшего города 500 км, химическая лаборатория в виртуальной реальности существенно расширила возможности преподавателей химии. Коллеги-учителя отмечают рост мотивации и эффективности подготовки к экзаменам по химии и уже не раз поделились своим успешным опытом на различных региональных методических семинарах», – отметил генеральный директор компании-разработчика VR Chemistry Lab и преподаватель химии с 10-летним стажем Виктор Демин.
За время апробации собраны сотни отзывов педагогов, позволивших усовершенствовать приложение. Например, добавлены новые лабораторные работы по неорганической химии и улучшена физическая модель реакций.
«Особенностью пилотной программы стал акцент на получении максимального количества данных для последующей обработки и постоянной связи учителей с разработчиками. Собраны сотни отчетов обратной связи, включающие в себя технические, методические и организационные вопросы процесса. Прямо во время программы по запросам учителей был внедрен ряд улучшений и дополнений в приложение. Считаю, что во времена всё возрастающей скорости изменений в стране, введение инноваций должно быть именно таким — динамичным и опирающимся на мнение и запросы специалистов», – рассказал Дмитрий Земцов, проректор НИУ ВШЭ.
«По итогам проведения программы пилотирования мы делаем вывод, что использование методически верно составленных лабораторных работ в виртуальной реальности может отлично дополнять образовательный процесс. Отзывы учителей-участников программы говорят о том, что ученики, их родители и учителя очень тепло встретили эту новую технологию», – считает руководитель Института содержания и методов обучения имени В.С. Леднева Максим Костенко.
«Стоит отметить востребованность инновационных подходов идей финалистов форума «Сильные идеи для нового времени» среди регионов. Данный проект, выросший из идеи Топ-100 форума, продемонстрировал нам высокий уровень мотивации регионов к внедрению новых инструментов в образование и развитию образовательного процесса в целом», – отметил , директор Направления «Молодые профессионалы» Агентства стратегических инициатив (АСИ) по продвижению новых проектов Александр Вайно.
В 2025 году планируется расширить программу на новые регионы, уделяя особое внимание школам с ограниченными ресурсами. Также разрабатываются аналогичные VR-лаборатории по биологии и физике.
Источник: Агентство стратегических инициатив