НАУЧНАЯ ШКОЛА Н.М. ШАНСКОГО «РУССКАЯ ЛИНГВОДИДАКТИКА»
Руководитель Научной школы
Ольга Макаровна Александрова, кандидат педагогических наук, заместитель заведующего лабораторией филологического образования Института стратегии развития образования.

Основатель Научной школы

Основатель научной школы – Николай Максимович Шанский (1922-2005) — академик РАО, доктор филологических наук, профессор, с 1970-ого года возглавлял Научно-исследовательский институт преподавания русского языка в национальной школе АПН СССР. Главный редактор журнала «Русский язык в школе», научный редактор серии учебников по русскому языку для средней школы. Крупнейший специалист в области русского языкознания и лингводидактики, учёный и практик, заложивший научные основы преподавания русского языка как родного и как неродного, что особенно важно в школьном образовании многонационального государства. В 1969 году Н.М. Шанский ввёл термин «лингводидактика», который с 1975 г. признан международным.



Н.М. Шанский – автор более пятисот печатных трудов, среди них: «Русская лингводидактика и языкознание», «Основы словообразовательного анализа», «Лексика и фразеология русского языка», «Лексикология современного русского языка», «Фразеология современного русского языка», «В мире слов», «Слова, рождённые Октябрём», «Занимательный русский язык», «Лингвистические детективы», «Этот загадочный «Евгений Онегин» и многие другие. Н.М. Шанский – научный редактор одной из классических линий учебников по русскому языку для 5-9-х классов, автор учебников для вузов «Современный русский язык», «Современный русский литературный язык», «Лингвистический анализ художественного текста», «Филологический анализ художественного текста» и др.
Н.М. Шанский выступил инициатором организации, а затем стал научным руководителем Всероссийских олимпиад школьников по русскому языку, которые ежегодно проводятся Министерством просвещения РФ с 1996 года по настоящее время.
Под руководством Н.М. Шанского защищено более 200 кандидатских и свыше 20 докторских диссертаций.
Общая характеристика Научной школы
Лингводидактика – общая теория обучения языку; исследует общие закономерности обучения языкам, специфику содержания, методов и средств обучения определённому языку в зависимости от целей и задач, характера изучаемого материала, условий монолингвизма или билингвизма, этапа обучения и интеллектуально-речевого развития учащихся. Лингводидактика основывается на взаимодействии лингвистики, дидактики, методики преподавания русского языка и психолингвистики. Научные направления исследований в области русской лингводидактики, заложенные в трудах Н.М. Шанского, связаны с лингвистическим описанием русского языка в учебных целях, методами и приёмами сознательно-коммуникативного обучения русскому языку, спецификой преподавания русского языка в условиях билингвизма и монолингвизма, теорией учебника русского языка, учебной лексикографией.
Коллектив Научной школы развивает научные направления исследований в области русской лингводидактики, разрабатывая теоретические основы и практические методики преподавания русского языка в общеобразовательной школе, учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе.
Основные направления и результаты исследований коллектива Научной школы
I. Лингводидактические основы содержания обучения русскому языку в школе, концептуальные основы лингводидактики на современном этапе развития российского образования, история методики преподавания русского языка как родного и как неродного
Результат:
- Монографии «Содержание языкового образования в полиэтническом российском социуме», «Очерки становления и развития методик общего среднего образования» и др.


2. Федеральные рабочие программы по русскому языку и родному (русскому) языку, родной (русской) литературе для основной и средней общеобразовательной школы. Электронный ресурс.
Основные публикации:
- Развитие и сохранение родных языков народов РФ как стратегическое направление образовательной политики страны / Ж. Н. Критарова, О. М. Александрова, И. П. Васильевых [и др.] // Отечественная и зарубежная педагогика. – 2019. – Т. 1, № 6(63). – С. 110-120. – DOI 10.24411/2224-0772-2019-10047
- Рабочая программа по русскому языку для основной школы: основные лингводидактические подходы к отбору содержания /Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. //Образовательное пространство в информационную эпоху. Сборник научных трудов. Международная научно-практическая конференция. Москва, 2021. С. 44-51
- Предметная область “Родной язык и родная литература” в средней общеобразовательной школе: подходы к составлению рабочих программ/Добротина И.Н., Критарова Ж.Н. //Отечественная и зарубежная педагогика. 2022. Т. 1. № 4 (85). С. 65-78.
- Лингводидактические идеи Н.М. Шанского и их воплощение в школьном курсе русского языка/Александрова О.М. // Научная школа русской лингводидактики Н.М. Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения). Сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Под редакцией И.Н. Добротиной. Москва, 2022. С. 7-12.
- Язык всем знаниям и всей природе ключ…»: воспитание гражданственности на уроках русского родного языка/ Александрова О.М., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н. // Г. Р. Державин и некоторые вопросы литературной культуры. сборник материалов XV Международной научно-практической конференции. 2023. С. 129-135.
II. Теория школьного учебника, учебники и учебные пособия по русскому языку и литературе
Результат:
Образовательный форум в Общественной палате Российской Федерации (11-12 октября 2018 г).
Материалы форума: Учебник в современной информационно-образовательной среде: Материалы Образовательного форума: электронный ресурс, Москва, 11–12 октября 2018 года / Под редакцией И.Н. Добротиной, Ж.Н. Критаровой, И.В. Усковой. – Москва: Институт стратегии развития образования Российской академии образования, 2018. – 548 с. – ISBN 978-5-905736-50-6. Электронный ресурс.
- Курсы повышения квалификации по проблемам школьного учебника
- В июне 2024 года прошли курсы повышения квалификации для авторов и авторских коллективов по разработке учебников для 5-9 классов по языкам народов Российской Федерации. Обучение по программе прошли 222 специалиста из 28 регионов России, в которых изучают родные языки.
- Методические рекомендации «Система оценки достижений планируемых предметных результатов освоения учебного предмета “Русский язык”. 5-9 классы» (2023 г.) Электронный ресурс.
Основные публикации:
- Каким должен быть современный учебник родного языка/ Добротина И.Н., Александрова О.М.//Лингвометодическая школа в Республике Татарстан: история и современность. сборник статей Международной научно-практической конференции (к 100-летию со дня рождения выдающегося ученого-методиста, основателя Казанской лингвометодической школы Шакировой Лии Закировны). Казань, 2021. С. 15-20.
- Цифровые образовательные ресурсы в преподавании родных языков /Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н., Ускова И.В.//Образовательное пространство в информационную эпоху – 2019. Сборник научных трудов. Материалы Международной научно-практической конференции. Под редакцией С.В. Ивановой. 2019. С. 1069-1081.
- Русский родной язык: для 5-х — 9 классов: учебники/ О. М. Александрова, О.В. Загоровская, С.И. Богданов, Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П. и др. — 4-е изд. перераб. — Москва: Просвещение, 2023.
- Русский родной язык: 10— 11-е классы: базовый уровень: учебное пособие: /О.М. Александрова, О.В. Загоровская, Ю.Н. Гостева, Добротина И.Н., Васильевых И.П. и др. — Москва: Просвещение, 2023.
- Родная русская литература: для 5 – 9 классов: учебники/ О. М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В.Беляева, И.Н. Добротина, Ж.Н. Критарова, Р.Ф. Мухаметшина. — 2-е изд. перераб. — Москва: Просвещение, 2023.
- Родная русская литература: для 10 – 11 классов: базовый уровень: учебные пособия/ О. М. Александрова, М.А. Аристова, Н.В.Беляева, И.Н. Добротина, Ж.Н. Критарова — Москва: Просвещение, 2023.
- Русский язык. 10—11 классы : учеб. для общеобразоват. организаций: базовый уровень / Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г., Гостева Ю.Н., Добротина И.Н и др. — Москва: Изд. «Просвещение», 2023.
- Русский язык: для 5 и 6 классов: учебные пособия: в 2-х частях/ Рыбченкова Л.М., Александрова О.М., Нарушевич А.Г., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н. и др. — Москва: Просвещение, 2023.
- Русский язык: для 7 – 9 классов: учебники для общеобразовательных организаций, изд. 13-е стереотипн. / Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О.В. Загоровская,А. Г. Нарушевич, И. Н. Добротина др. — Москва: Просвещение, 2023. (Приложение №2 к приказу Минпросвещения России №858 от 21.09.2022 г.)
III. Приоритетные аспекты проектирования научно-методического обеспечения курса русского языка и литературы в общеобразовательной школе и реализации федеральных государственных образовательных стандартов
Результат:
- Методические рекомендации по преподаванию родного (русского) языка, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронный ресурс.
- Методические рекомендации по преподаванию родной (русской) литературы, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронный ресурс.
- Достижение метапредметных результатов в рамках изучения предметов филологического блока (основное общее образование) : методические рекомендации /О. М. Александрова, И. П. Васильевых, Ю. Н. Гостева [и др.]. – М. : ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. Электронный ресурс.
- Русский язык. 5 класс. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителей /Добротина И. Н., Александрова О. М., Васильевых И. П., Гостева Ю. Н./ под ред. И. Н. Добротиной. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 126 с. Электронный ресурс.
- Литература. Реализация требований ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Аристова М. А., Беляева Н. В., Критарова Ж. Н.; под ред. М. А. Аристовой. М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. Электронный ресурс.
- Методические рекомендации по преподаванию родного (русского) языка, 5-9 классы (интерактивная версия). Электронная версия.
- Родной язык (русский). 5 класс. Реализация требований ФГОС основного общего образования. Методическое пособие для учителя/ Добротина И.Н., Александрова О.М., Васильевых И.П., Гостева Ю.Н. —Москва, 2022. Электронный ресурс.
- Работа с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя. 5–11 классы. ФГОС / Александрова О.М., Добротина И.Н., Гостева Ю.Н., Васильевых И.П, Ускова И.В. — Москва: Издательство «Экзамен», ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2019. 159 с. (Серия «Учебно-методический комплект»)
- Читательская грамотность школьника (5–9 классы) : книга для учителя / О. М. Александрова, М. А. Аристова, И.Н. Добротина и др. — Москва: Изд. «Российский учебник»: «Вентана-Граф», 2018. 144 с. (Российский учебник: Успешный педагог XXI века).
Общее число публикаций за последние пять лет: более 200.




















Связь с массовой практикой
Члены Научной школы организуют вебинары, семинары, конференции, курсы в системе повышения квалификации учителей русского языка и литературы, круглые столы, мастер-классы; участвуют в педагогических марафонах; ведут преподавательскую деятельность в системе высшего профессионального образования; руководят экспериментальными и опорными площадками.

Традицией стали научно-практические конференции, которые проводит лаборатория филологического общего образования.
- Международная научно-практическая конференция «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования» (к 95-летию со дня рождения) (2 ноября 2017 г.).
Участие в работе конференции многочисленных учеников и последователей идей Н.М. Шанского из разных краёв обеспечило ее высокий научный уровень, а также особую атмосферу сердечности.
Тепло был встречен участниками конференции фильм о Н.М. Шанском. В прозвучавших докладах был отмечен огромный вклад учёного в развитие лингвистики и лингводидактики, затронут широкий круг проблем, имеющих большое теоретическое и практическое значение для изучения и преподавания современного русского языка: вопросы лингвистического описания русского языка в учебных целях, лингвистического и филологического анализа художественного текста, вопросы создания и использования словарей различных типов, проблемы преподавания русского языка в билингвальной среде, лингводидактического описания компетенций в сфере русского языка как иностранного, вопросы лингводидактического сопровождения общеобразовательных дисциплин в школе и другие.
Проведение конференции – важный этап в развитии идей Н.М. Шанского, в деле объединения учёных-единомышленников в русле его научной школы «Русская лингводидактика». Собравшиеся ученики и коллеги Николая Максимовича поддержали предложение проводить круглые столы в рамках работы школы русской лингводидактики.




По результатам работы подготовлен сборник материалов «Научно-методические идеи Н.М. Шанского в контексте современного филологического образования: Материалы международной научно-практической конференции». – Москва, 02 ноября 2017 года / Под общей редакцией О.М. Александровой, И.Н. Добротиной. – Москва: Институт стратегии развития образования РАО, 2017. – 259 с. – ISBN 978-5-905736-48-3 URL: https://www.elibrary.ru/item.asp?id=30630465
2.Всероссийская научно-практическая конференция «Научная школа русской лингводидактики Н.М.Шанского: история и современность» (к 100-летию со дня рождения) (22 ноября 2022г.)
По итогам конференции был выпущен сборник «Научная школа русской лингводидактики Н.М.Шанского: история и современность (к 100-летию со дня рождения)». (сборник научных трудов Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 22ноября2022 г. / под ред. И.Н.Добротиной.М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022. 383 с.)



