Лаборатория сравнительного образования и истории педагогики

Заведующий лабораторией
ТАГУНОВА ИРИНА АВГУСТОВНА
доктор педагогических наук
О лаборатории
Теоретическая и методологическая направленность деятельности лаборатории отличаются от деятельности других научных подразделений: мы смотрим на образовательную реальность по-другому и мыслим, как исследователи, несколько иначе.
Наша особенность состоит в том, что мы не работаем на школу в прямом смысле: мы формируем научные предпосылки для принятия управленческих решений и выбора направлений исследований. Мы изучаем не только педагогику, но также исследуем все уровни образования: от дошкольного до повышения квалификации. При этом мы не являемся профессионалами в какой-то конкретной области знания педагогики, например, в дидактике начальной школы, математики и тому подобное.
Продукт нашей деятельности носит, прежде всего, теоретический и методологический характер: мы предлагаем исключительно помощь педагогической науке на концептуальном уровне: «Что не следует делать, а что следует? Как можно добиться новых поставленных целей?»; развиваем и обслуживаем науку, помогаем участвовать в дискурсе по вопросам образования на базе исторического и международного знания.
Результатом нашей исследовательской деятельности не является педагогическое или методическое обеспечение образовательного процесса. При этом мы описываем и обосновываем разные дидактические системы. Мы выявляем инновации, даем научное описание и характеристику изучаемых объектов, а также их объяснение, концептуализацию и иногда моделирование. Например, мною была представлена модель развития мирового образовательного пространства.
В лаборатории работают историки и компаративисты.
Отличие между нами состоит в том, что: историки работают с практическим прошлым, которое связано с нуждами современной педагогики; выявляют причинно-следственные связи и предлагают не только педагогический, но также этический дискурс. Компаративисты выполняют прогностическую функцию: осуществляют поиск перспективных моделей образования и педагогических подходов; предлагают дискуссии по способам совершенствования дидактических подходов.
Объединяет историков и компаративистов то, что мы: 1) источники информации о том, что не следует делать и о том, о чем следует подумать; 2) по отношению к факту должны определить «ЧТО считать фактом»; 3) идеализируем объект наших исследований; 4) любой объект исследования рассматриваем через рамках теорий и концепций, обуславливающих и обосновывающих его, при этом опираясь на наше понимание национальных менталитетов и ценностей; на знание традиций и разных методологий познания; 5) педагогический объект исследуем в контексте психологических теорий и концепций, его определяющих.
Наша особенность состоит в том, что мы не работаем на школу в прямом смысле: мы формируем научные предпосылки для принятия управленческих решений и выбора направлений исследований. Мы изучаем не только педагогику, но также исследуем все уровни образования: от дошкольного до повышения квалификации. При этом мы не являемся профессионалами в какой-то конкретной области знания педагогики, например, в дидактике начальной школы, математики и тому подобное.
Продукт нашей деятельности носит, прежде всего, теоретический и методологический характер: мы предлагаем исключительно помощь педагогической науке на концептуальном уровне: «Что не следует делать, а что следует? Как можно добиться новых поставленных целей?»; развиваем и обслуживаем науку, помогаем участвовать в дискурсе по вопросам образования на базе исторического и международного знания.
Результатом нашей исследовательской деятельности не является педагогическое или методическое обеспечение образовательного процесса. При этом мы описываем и обосновываем разные дидактические системы. Мы выявляем инновации, даем научное описание и характеристику изучаемых объектов, а также их объяснение, концептуализацию и иногда моделирование. Например, мною была представлена модель развития мирового образовательного пространства.
В лаборатории работают историки и компаративисты.
Отличие между нами состоит в том, что: историки работают с практическим прошлым, которое связано с нуждами современной педагогики; выявляют причинно-следственные связи и предлагают не только педагогический, но также этический дискурс. Компаративисты выполняют прогностическую функцию: осуществляют поиск перспективных моделей образования и педагогических подходов; предлагают дискуссии по способам совершенствования дидактических подходов.
Объединяет историков и компаративистов то, что мы:
1) источники информации о том, что не следует делать и о том, о чем следует подумать;
2) по отношению к факту должны определить «ЧТО считать фактом»;
3) идеализируем объект наших исследований;
4) любой объект исследования рассматриваем через рамках теорий и концепций, обуславливающих и обосновывающих его, при этом опираясь на наше понимание национальных менталитетов и ценностей; на знание традиций и разных методологий познания;
5) педагогический объект исследуем в контексте психологических теорий и концепций, его определяющих.
Мы учитываем, что прошлое, настоящее и будущее в образовании и педагогике базируется на результатах эволюции всех сфер жизни общества. Соответственно мы опираемся на знания ученых других наук об этих сферах, исследуя наши объекты – наши исследования всегда носят трансдисциплинарный и полидисциплинарный подход.